| ||||||
|
| |||||
Для учителейОсобенности подросткового и раннего юношеского возраста.
Одна из главных особенностей подросткового и раннего юношеского возраста – смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослыми. Подросток претендует быть взрослым, но чувствует, что его притязания не во всём подтверждаются и оправдываются. Одной из самых важных потребностей переходного возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще, а также от установленных ими правил и порядков. Главная роль в формировании личности принадлежит семье. Семейные условия – социальное положение родителей, род занятий, материальное положение и уровень образования родителей в значительной степени определяют жизненный путь ребёнка. На него воздействуют не только целенаправленные воспитательные воздействия, но и вся внутрисемейная атмосфера. Сильно влияет на судьбу подростков и юношей состав семей и характер взаимоотношений между её членами. Психологические механизмы влияния родителей на детей: 1. Подкрепление. Поощрение хороших поступков и наказание за плохие – внедрение в сознание ребёнка норм, которые постепенно становятся привычкой. 2. Идентификация. Пример родителей. 3. Понимание. Интерес к внутреннему миру ребенка. 4. Очень важен эмоциональный тон семейных отношений между родителями и детьми (близкие – внимание и поощрение; холодные и даже враждебные – строгость и наказание). Если ребёнок лишён родительской любви, он не может установить нормальных отношений с другими людьми, не может создать нормальную семью. У таких детей пониженное самоуважение. Недоброжелательность и невнимание родителей вызывает неосознанную взаимную враждебность. Эта враждебность может проявиться не по отношению к родителям, а вылиться на совершенно посторонних людей. Наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. Поведение ребёнка направляется в этом случае последовательно и вместе с тем гибко и рационально: · Родитель всегда объясняет мотивы своих требований и поощряет их обсуждение подростком; · Власть используется лишь в меру необходимости; · В ребёнке ценится как послушание, так и независимость; · Родитель устанавливает правила и твёрдо проводит их в жизнь, но не считает себя непогрешимым; · Он прислушивается к мнениям ребёнка, но не исходит только из его желаний. Авторитарный стиль вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей незначительности и нежелательности в семье. Родительские требования, если они кажутся необоснованными, вызывают либо протест и агрессию, либо привычную апатию и пассивность. Перегиб в сторону всетерпимости вызывает у подростка ощущение, что родителям до него нет дела. Как ни велико влияние родителей на формирование личности, пик его приходится не на переходный возраст, а на первые годы жизни. К старшим классам стиль взаимоотношений с родителями давно уже сложился, и «отменить» эффект прошлого опыта невозможно.
Отношение к учебной деятельности и учебная мотивация
Отношение к учебной деятельности и учебная мотивация в 6-7 классах имеют двойственный и даже несколько парадоксальный характер. С одной стороны, это период, характеризующийся снижением мотивации учения, что объясняется возрастающим интересом к окружающему миру, с другой стороны, этот период является наиболее благоприятным для формирования новых, зрелых форм учебной мотивации. Учение приобретает личностный смысл как деятельность по самообразованию и самосовершенствованию. Формируется интерес к определённым учебным предметам. При дифференциальном обучении в гимназических классах, как правило, не происходит снижения учебной мотивации. В классах обычных, ориентированных, в лучшем случае, на получение среднего образования, отмечается резкое снижение учебной мотивации именно вследствие того, что школьники не видят смысла в получении знаний. Ценность школьных знаний не включена в их представление о взрослости, а в этот период развития одним из центральных моментов становится формирующееся «чувство взрослости». Чувство взрослости выражается в стремлении к независимости, самостоятельности, утверждении своего личностного достоинства и требовании к взрослым уважать эти стремления и считаться с ними. Важная сторона чувства взрослости – стремление делать что-то полезное, социально значимое – включение в общественно-полезную работу. Подросток хочет чувствовать себя взрослым, но понимает, что целиком ещё зависит от взрослых. Он остро нуждается в признании и поддержке со стороны взрослых и сверстников. Поэтому формы проявления «чувства взрослости» часто носят ярко выраженный демонстративный характер: подросток как бы предъявляет свою волю, свои требования к окружающим, чувствительно реагируя на то, как они воспринимают его в этом новом качестве. Отсюда повышенная чувствительность, ранимость. Диапазон демонстративных проявлений чрезвычайно широк: от бурных скандалов до детских капризов, чрезмерной обидчивости, подчёркнутого негативизма, повышенной критичности к словам и поступкам взрослых. Чувство защищённости, безопасности, крайне важное для развития в детском возрасте в целом, остаётся значимым и для этого возрастного периода. Оно необходимо для благополучного прохождения кризиса. Психологическими исследованиями установлено, в 11-12 лет отмечается рост негативного восприятия себя, увеличивается число негативных самооценок. По данным одного из исследований, примерно треть школьников этого возраста дают себе полностью негативную характеристику. Самооценка подростков формируется во многом с ориентацией на мнение взрослых. Пути повышения учебной мотивации в подростковом возрасте: Эффективность коррекционной и развивающей работы в этом направлении во многом зависит от того, насколько она способствует удовлетворению важнейших потребностей подростка в общении и самоутверждении. Важно использовать то, что центральное место в мотивации у подростка имеет мотив самоутверждения. Это открывает возможности развивать мотивацию учения и общую познавательную мотивацию через укрепление самооценки школьника, развитие произвольности поведения, стратегии преодоления трудностей. Поддержка школьника, укрепление его самооценки, обучение его анализу причин неудач – являются значимыми факторами развития интересов. Необходимо развивать у детей чувство уверенности в себе, обучать ставить реальные цели и находить пути их достижения. Существенное значение имеет общение с учителем как с человеком, заинтересованным и в предмете, и лично в школьнике. Ученик должен быть уверен, что его ждут в школе, его ценят, ему помогут. Он должен испытывать чувство безопасности.
| ||||||
| ||||||
Дата последнего обновления страницы 12.11.2024 Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |